?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

  



№2 (2326), 30 января – 5 февраля 2012 г.

 

"Красный фатум висит сейчас над Россией!"

                                                                         

                                                                                                                           Беседовала Наталья Якунина

 «Красный рок» Бориса Евсеева, лауреата Бунинской и Горьковской литературных премий, дважды финалиста «Большой книги» и «Русского Букера», уже вызвал широкий резонанс в прессе и получил высокие оценки критиков.

В книгу (издательство Эксмо, 2011) вошли три повести. Заглавная повесть "Красный рок" - это остро-политическая фантасмагория, представляющая собой жесткую и яркую метафору современной России. Ее герой дрессирует птиц в Московском Кремле, но за его пределами чувствует себя крайне неуютно…

___________________________________________________________________________________

 

- Ваша книга включает в себя три повести, написанные в разное время. Расскажите, пожалуйста, что их объединяет и почему название всей книге дал именно «Красный Рок»?

 - Объединяет повести – сам жанр, и место действия: Россия. Две повести написаны весной 2011 года, и одна, «Юрод», во второй половине 1990-х. Однако «Юрод», сильно мной отредактированный, гармонично слился с двумя первыми. Во всех трех повестях герои – это те, кого ломала, но не смогла сломать наша сумасшедшая российская жизнь 1990 – 2000-х. Профессор стокгольмского университета Пер-Арне Бодин написал, что в моем романе (для шведов «Юрод» - роман) «юродство помогает вскрывать вопросы исторических судеб России». Кроме того, герои всех трех повестей слегка чудаковаты. А еще во всех трех повестях одна из главных героинь – музыка. Рок-музыка – в «Красном роке», Джузеппе Тартини в «Черногоре» и «певческие голоса людей и птиц» - в «Юроде». Ну а что касается названия книги «Красный рок», - по моим предчувствиям, именно красный фатум висит сейчас над Россией! Красный – не значит коммунистический. Красный означает - прекрасный. Но это высокий план. А есть и низкий. Чуть исправив эпиграф к «Ревизору», получим: «На зеркало неча пенять, коли рожа… красна!»

- В одном из интервью вы сказали, что встретили всех героев повести «Красный Рок» на Большом Москворецком мосту. Расскажите, пожалуйста, подробнее о прототипах. В частности, как вам «встретился» главный герой, подхорунжий Ходынин?
 - Меня уже несколько раз спрашивали: «Скажите прямо – Ходынин это Путин»? Не Путин, но похожий на него человек, почти двойник. Этот соколятник и бывший военный, дрессирующий в Московском Кремле птиц для очистки воздушного пространства от разной птичьей нечисти, ощущает свою собственную совесть не как шестой палец на руке! Не как нечто постыдное и ненужное, а как то, чем надо руководствоваться в сегодняшней жизни.

- «Красный Рок» посвящен композитору Юрию Пастернаку. Почему именно ему?

- Композитор Юрий Пастернак приобщил меня к качественной рок-музыке. В 70-80-е годы меня на пушечный выстрел не подпускали – и власти, и братья-писатели - к литературе,  а Юрий Викторович дал мне кусок хлеба, позволил не умереть моей семье с голоду. Это вовсе не шутка и не преувеличение! В советское время  умели морить неугодных вынужденной нищетой. Кроме того, именно благодаря Юрию Пастернаку в 1978 году в Самиздате вышел 2-хтомник моих ранних произведений. Спасибо ему за это.

-  Особое внимание в повести «Красный Рок» уделено современной рок-музыке. Вы интересуетесь современной музыкальной сценой? Какие исполнители кажутся Вам по-настоящему интересными? Какие строки могли бы отразить состояние души?

- Современная рок-музыка, в частности российская, вызывает двойственные чувства. Мне нравится некоммерческий рок. И одна из его ветвей – этно-рок. Мне интересен бретонский рок, канадский, кельтский, украинский, русский! Интересны группы «питерского музыкального подполья», в частности «Ключ». Интересны: «День аморального единства», «Без даты»,  «Наглый фрукт», «Остров Крым». Группы «The Keep Silence Band» («Хранящие молчание») и  Tin Thistle (Жестяной чертополох»). Это из новых. А старые «Наутилус», «Океан Эльзы», иногда – «ДДТ». Из зарубежных, конечно, «Битлз», «Deep purpl» . И мне очень не нравится рок, в который прорывается «холуеватая» попса, проникающая в рок-музыку то с кремлевской эстрады, то с комсомольских собраний минувших лет. Рок – это протест, причем в большей степени протест внутренний. Есть протест площадей. А в некоммерческом роке – глубокий, художественный, музыкальный протест.  Так когда-то Бетховен протестовал против бонапартовского нашествия, сняв посвящение Наполеону со знаменитой Третьей симфонии. Он  в клочья разодрал заглавный лист партитуры! Так когда-то Николай Андреевич Римский-Корсаков протестовал своей оперой «Золотой петушок» против грубого произвола властей, преследовавших петербургских студентов в 1905-1907 годах. Словом: хочешь изменить власть – измени музыку! Это знали еще пифагорейцы.

А строки – это строки знаменитой «Дубинушки», которую поют питерские рокеры (группа «Декабрь»).

- Помимо прочего, у этой повести очень интересная историческая основа. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. Я имею в виду в первую очередь казнь Беклемишева-Берсеня.

- Боярский сын Иван Никитич Беклемишев по прозвищу Берсень - один из первых истинных, а не мнимых оппозиционеров России. Он укорял сперва Ивана III, а потом и Василия III за «несоветие». Обличал власть за пороки, лень и неверную династическую политику, укорял государя за то, что тот завёл «особый интимный кабинет из немногих доверенных лиц» (об этом есть у Ключевского). На допросах под пыткой Беклемишев кричал: «Ныне в людях правды нет!» Это было в начале XVI века. Похоже на начало и середину века XX-го? А на начало века XXI-го?

 За все это в 1525 году Беклемишеву-Берсеню (берсень – это крыжовник, прозвище было дано боярскому сыну за резкость, колкость и, если хотите, за «несъедобность»)  вырвали язык и как раз наискосок от Беклемишевской башни Кремля спустили под лед. Кстати, в первом издании своего «Курса русской истории» Василий Осипович Ключевский эти тяжкие подробности  по требованию цензуры вымарал! Истинная гласность российская рождалась в муках, рождалась задолго до Горбачева и нынешних болтунов!

- Повесть «Юрод» позиционирует юродство как спасение от безумия жизни. Неужели это единственный выход для тех, кто видит и осознает это безумие в полной мере?

- Снова сошлюсь на книгу шведского литературоведа профессора Бодина.

О моей повести «Юрод» написал так: «Герой Евсеева пользуется юродством для обличения постсоветского российского общества». В той или иной мере к мирскому юродству как способу обличения власти вынуждены были прибегать Лев Толстой, Андрей Платонов, Николай Глазков, Андрей Сахаров. Имморализм юродства, т.е. попрание ложной святости и государственного чванства допускает использование «нетрадиционных» средств воздействия на власть. Так знаменитый юрод Василий протянул Ивану Грозному кусок дымящегося мяса и предложил съесть его. Грозный ответил:
«Я христианин, мяса постом не ем». - «Мяса постом не ешь, – крикнул юрод, - а человечиной питаешься!» После этого Грозный ушел на время в монастырь.

- В одном из интервью Вы сказали так: "Любовь и человеколюбие не дают мне ловко устроиться в жизни". Это крест?

- Тот, кто любит людей, не будет драть с них три шкуры. Шкурничество и стяжательство – не мой удел. Я знаю, что и многие жители России хотят творить, а не грабить! Хотят рисовать и петь, а не заниматься ростовщичеством. Я не живу на улице, но, по сути,  я – нищий. Нищета – как философский выбор очень хороша. А вот принуждать к нищете – очень дурно! Правда, на Руси говорили: «Кого Господь возлюбит, того  сделает нищим! А еще, совсем недавно, я слышал новую поговорку: «Если ты такой умный, - почему ты тогда такой богатый»?

- Какие книги современников Вы с удовольствием перечитываете?

- Я люблю разных писателей, люблю Астафьева и Аксенова. Мне кажется, они и сейчас современнее многих других. А из ныне живущих отметил бы Владимира Маканина, Людмилу Улицкую, Анатолия Гаврилова, Владислава Отрошенко, Светлану Василенко, Александра Кирова, Афанасия Мамедова, Дмитрия Новикова, Андрея Дмтриева.
-В какую сторону меняется современная Россия? Появились ли какие-то новые черты в облике русского человека? Новый взгляд на старые проблемы в литературе?

- Россия меняется как в лучшую, так и в худшую сторону. В худшую - возобладала страсть к грабежу и рабству. Да, да! Именно сейчас можно повторить строку Лермонтова без всякой натяжки: «Страна рабов, страна господ…» Посмотрите, сколько вокруг бесправных, задавленных жизнью, тех, кого морят смехотворными пенсиями. Не нравятся мне и  попытки возвращения ненужных сословных делений. Это абсолютно лишнее в нашей теперешней жизни. А хорошее: после провала 1990-х снова вспыхивает интерес к глубинному знанию! Молодежь уродуют ЕГЭ-калом, но многие действительно хотят знать родную речь, родную историю и родную красоту! Подчеркиваю –  знать, а не играть в «угадайку».

- В последнее время много дискутируют о пользе и бесполезности литературных премий. Скажите, пожалуйста, как многократный лауреат и финалист множества премий, влияют ли литературные премии на тиражи книг и, соответственно, на доходы писателя?

- Некоторые премии сейчас – все те же меняльные конторы. В них меняют совесть и честь на пребывание в министерских или олигархических обоймах. Но, с другой стороны, литературный процесс раздробился, и премии, несмотря на все их недостатки, нужны, чтобы хоть чуть освободить сегодняшнюю литературу от гадкой клановости и вредящей делу партийности.

- Верите ли вы в фатум?         

- Зигмунд Фрейд сказал: «Анатомия – это судьба». В этом выражении много верного. Но я бы хотел сказать немного по-другому: твоя душа – твоя судьба. Познай свою душу, и ты познаешь судьбу. А тот, кто познал свою судьбу и совместил ее с высшим замыслом – приблизил себя к ходу времен, к движению великой эволюции.

 

 

 

 

 

 

Profile

Дракон
vashhenkogen
vashhenkogen

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com